Трагедия теплохода Иосиф Сталин. 1941г.

2 декабря 1941 года, советский товаро-пассажирский корабль "Иосиф Сталин" подорвался на морских минах и затонул в Балтийском море недалеко от побережья Эстонии. Погибли 3849 человек, вдвое больше, чем на Титанике. Это было рассекречено совсем недавно.

Мы публикуем отдельные главы из книги капитана Досковского Г.К.  «Аварии и крушения на внутренних водных путях».


Трагедия теплохода Иосиф Сталин.1941 г.

«История советского «Титаника», затонувшего  возле побережья Эстонии, оставалась секретом до наших дней.  2 декабря 1941 года, советский товаро-пассажирский корабль «Иосиф Сталин» подорвался на морских минах и затонул в Балтийском море недалеко от побережья Эстонии.

Теплоход «Иосиф Сталин».

Это была более мрачная и жестокая история: в результате трагедии погибли 3849 человек, вдвое больше, чем на британском корабле. Жертвами стали новобранцы Красной армии и многочисленные семьи эвакуированных, которых было решено вывезти из военно-морской базы на острове Ханко.

Двухпалубный теплоход «Иосиф Сталин», построенный по личному указанию Сталина в Нидерландах в 1939 году, предназначался для круизных путешествий. Однако когда в 1941 году советской власти сообщили о необходимости эвакуации гарнизона с финского острова Ханко, который вскоре мог оказаться в руках нацистов, было решено, что именно это судно как нельзя лучше справится с поставленной задачей.
«Использовать такой символический теплоход  для столь опасной операции было нелегким выбором. Однако судно с 5589 пассажирами вышло в море. Корабль был перегружен. «Сталина» сопровождали минные тральщики и другие военные корабли. Эвакуированные чувствовали себя в безопасности. Но случилось так, что капитан теплохода Николай Степанов получил от моряков всю необходимую помощь, кроме карты советских минных полей. И военные корабли обошли минные ловушки, а «Сталин» — нет. Первый взрыв произошел в полночь. Капитан приказал закрыть металлические перегородки. После четвертого взрыва судно потеряло управление. Среди льдов Финского залива тысячи людей искали спасения, но холод убивал их одного за другим. Несчастным пытались оказать помощь, но она оказалась неэффективной. На неуправляемом судне оставались капитан и другие 2500 пассажиров. По приказу Сталина военные моряки пытались отыскать и доставить в советский порт поврежденный теплоход. Однако 5 декабря «Сталин» сел на мель, тех, кто оставался на судне, захватили немцы и отправили в концлагеря.
Известно, что капитан Степанов оказался в немецком концлагере в Таллинне. Через три года, когда Эстония была освобождена Красной армией, его расстреляли за «измену».

 

2 комментария

Есть иное описание этой трагедии.

О том, что происходило на судне, лучше всего свидетельствуют воспоминания участника событий, 20-летнего сержанта Самуила Тиркельтауба :

«Вздымается столб огня высотой метров 70. В воздух взлетает более шестисот человек. Летят вверх руки, головы, ноги. Передо мной стекло разбивается вдребезги и какой то доской сильно бьет по спине. Только чуть позже обнаружил, что осколком стекла или снаряда мне срезало кусок правого уха и чиркнуло по черепу. Кто-то говорит: — Эй парень, у тебя все плечо в крови. Дает мне санитарный пакет и помогает забинтовать рану.
Нос корабля после взрыва надломился и, вместе с оставшимися на палубе и в трюме людьми, неестественно быстро уходит под воду».
Из опрокинувшейся спасательной шлюпки ему чудом удалось забраться обратно на борт «Иосифа Сталина» по шторм-трапу.

«Купание в ледяной воде Балтики, в ночь на третье декабря — удовольствие не из приятных. Насквозь мокрый, бросился по коридору кают искать, во что бы переодеться. Вдруг слышу, за одной из дверей играет патефон. Вхожу. За столом сидят человек шесть и выпивают.
— Вы что?
— А помирать, так с музыкой!
— А ты что — купаться задумал?
Нашли мне матросскую робу, переоделся. Налили стакан спирта.
— На, выпей, а то помрешь после такого купания.
Я, в то время не признавал алкоголь, даже на финской войне фронтовые сто грамм менял на сало. А здесь, по необходимости, выпил и уже через пять минут заснул мертвым сном».

Тральщики и катера к рассвету 3 декабря сняли с «Иосифа Сталина» 1740 чел. Катер МО № 237 в 8:30 в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать от Гогланда корабли для снятия людей. В 8:50 катер отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна.

На неуправляемом транспорте оставались капитан и свыше 3000 чел. Судно дрейфовало в сторону Эстонии.
3 декабря его еще можно было спасти. К полудню 4 декабря «Иосиф Сталин» сел на мель у мыса Лохусалу между Таллином и Палдиски, и немцы начали пленение советских людей, оставшихся на его борту.

«Проснулся утром. В каюте никого нет. На столе грязные тарелки и пустые стаканы. Вышел на палубу. Ярко светит солнце. Народ слоняется между бортами. Хорошо виден эстонский берег. В глаза бросились раскиданные по всей палубе красные тридцатки с портретом Ленина, их пинают ногами, здесь они никому не нужны. Между мачтами, на натянутых антенных проводах, горизонтально висит труп, как символ смерти. Одна рука вытянута вперед, зацепилась за провод, вторая опущена вниз.

Много раненых, их разнесли по каютам. Нашлись только два врача, оба сбились с ног, оказывая помощь наиболее тяжелым. За остальными, как могли, ухаживали добровольцы. Корабль продолжал дрейфовать, постепенно оседая все глубже. Из семи палуб турбоэлектрохода, к утру над водой остались три.
Несколько человек начали строить плоты. Выламывали двери кают и связывали из них плот канатами. На воду спустили только два или три, но ветер стал относить плоты в сторону от берега. Ледяная волна заливала рискнувших на них спасаться. Выгрести обратно к кораблю было уже невозможно. Некоторые стали стреляться. Больше плотов не спускали.

Около полудня 4 декабря, показались два сторожевых корабля, один под финским, другой под немецким флагом. Встали вдали, на расстоянии около полутора километров. Спустили небольшой моторный катер, который под белым флагом направился в нашу сторону. Оружия у всех хватало, но по белому флагу никто стрелять не стал.
С катера на борт поднялись три офицера и переводчик, прошли в капитанскую рубку. Примерно через полчаса, десять или двенадцать наших командиров вышли из каюты без портупей, ремней и оружия и вместе с прибывшими офицерами спустились в катер. Когда катер отчалил, переводчик с него прокричал в рупор: — За вами подойдут и снимут с борта. Не пытайтесь открывать огонь. Корабль стоит под прямой наводкой береговой артиллерии, и в случае сопротивления все будете уничтожены».

Всю статью можно прочесть на сайте https://v-murza.livejournal.com/102452.html

Добавить комментарий